НАЧАЛЬНИК СТАНЦИИ ИЗЮМ, ЭВАКУИРОВАВШИЙ ГОРОД ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ


Говоря о плюсах и минусах советского строя, не следует забывать и о людях, живших в то время. Сегодня мы начинаем рубрику: "Люди советской страны". Первым будет почётный железнодорожник, кавалер ордена Ленина, которого я знал лично.
Пётр Лавсус, родившийся в Литве в 1897 году и прошедший в юные годы довольно интересный жизненный путь (он был и токарем-станочником на Путиловском заводе в Петрограде, и красноармейцем-пограничником на китайской границе), волею судьбы во второй половине 30-х годов был заброшен на станцию Соль в должности заместителя начальника. Занимал он эту должность вплоть до начала войны. После этого управление МПС вызывает его в Москву (для отправки в Литву). Но с полпути приказ отменяется - Литву уже оккупировали фашисты, и Петра Каземировича назначают начальником станции Изюм.

Интеллигентный, образованный и ответственный человек вынужден оставить семью, в которой уже было четверо детей (старшей дочери - всего пятнадцать), и принять на себя нелёгкий груз. Наступали враги, нависла угроза неминуемой оккупации, а значит, необходимо было всё производство и людей срочно эвакуировать за Урал. Хотя на недолгое время - семья снова рядом, в Изюме. Очень скоро, в небольшом вагончике, прицепленном к вагону-госпиталю, семья начальника станции вместе с семьёй начальника милиции отправляются глубоко в тыл. Они остаются в Уфе, где живёт родной дядя матери, до конца войны.

Старательно выполнив, как тогда говорили, «задания партии и правительства», сам Пётр Каземирович с несколькими руководителями города уезжает на последнем паровозе. По пятам в Изюм вступают фашистские захватчики.

О том, как проходила его дальнейшая жизнь и возвращение Лавсуса на Соль - читайте в следующем блоге.



Комментарии